Кафедра начальной школы Кафедра русского языка и литературы Кафедра математики Кафедра английского языка Кафедра испанского языка Кафедра французского языка Кафедра немецкого языка Кафедра истории Кафедра искусств Кафедра биологии Кафедра географии Кафедра физики Кафедра химии Кафедра информационных технологий Кафедра физической культуры
Фриц Габер – химик, изменивший мир

15 сентября в рамках темы года "Magic of Innovation" для учеников 8-11 классов прошла лекция «Фриц Габер – химик, изменивший мир».
Формат необычный. Павел Иванович Чипкин, учитель химии и ведущий научных программ  «Заповедного посольства» парка «Зарядье» рассказал о свойствах азота и его соединений через призму личности немецкого химика, лауреата Нобелевской премии, Фрица Габера.
Вспомнили, почему в воздухе так велик процент азота (это инертный газ), почему азот такой важный биогенный элемент (входит в состав белков), как практически используется азот (анилиновые красители, химические удобрения, стоматологический наркоз, нашатырный спирт, взрывчатые вещества и т.д.).
Это было лишь вступление. Главный фокус лекции - история жизни Фрица Габера, человека, который перевернул историю, «накормив» человечество. Предложил использовать в сельском хозяйстве не природные, а синтезированные азотные удобрения. Впечатлил график динамики роста населения Земли в начале XX века после открытия синтеза Габера-Боша, за который Фриц Габер получил Нобелевскую премию.
Интересно, что Габер работал во многих странах, в том числе с Советском Союзе, придумал и осуществил добычу золота из морской воды, первый использовал никелевую губку в качестве катализатора в синтезе Габор-Боша.
Несмотря на блестящие открытия в химии, история Фрица Габера скорее трагическая. Во время чтения Габером нобелевской лекции зал встал и выщел... Почему? Открытие Габера использовалось для создания отравляющих газов, химического оружия, использовалось в газовых камерах концлагерей во время Второй мировой войны. Он умер в 1939 году в Швейцарии всеми забытый.

Лекция - повод для важного и непростого разговора о том, как человечество использует инновации, которые кардинально меняют жизнь, как сделать так, чтобы «тёмная сторона» инноваций не доминировала, властен ли учёный определять, как будет использовано его открытие.

Спасибо Павлу Ивановичу Чипкину.
Непременно продолжим разговор об инновациях через знакомство с историей жизни учёных.